Природная катастрофа разрушила некоторые производственные цепочки и инфраструктуру Турции. Поскольку значимость братской страны для нашей экономики сильно выросла за последние годы, на нашей стране эти события тоже могут отразиться.
Землетрясение затронуло районы, в которых генерируется 15% сельскохозяйственной продукции Турции, 9% ее промышленной продукции, 9% ВВП, происходит 6—8% внешней торговли и проживает 15% населения. Некоторые дороги повреждены, а по другим затруднен проезд из-за завалов и работ по их ликвидации, разрушены железные дороги и аэродромы… В Турции очень высокая инфляция - сейчас она превышает 50%. Дальнейшее падение лиры, скорее всего, продолжится. Ослабление турецкой валюты придаст сил турецким экспортерам, ведь с низкой стоимостью валюты их продукция будет более конкурентоспособной. По предварительным оценкам, может произойти рост инфляции и бюджетных рисков…
Чем это для нас чревато?
А ведь Турция является стратегическим союзником Азербайджана и вторым по величине нашим внешнеторговым партнером, комментирует ситуацию депутат Вугар Байрамов.
По его словам, только в минувшем году товарооборот между нашими странами приблизился к 6 млрд долларов. Ко всему прочему, велика доля братской страны в общей торговле и ненефтяном секторе. По словам парламентария, взаимные экономические отношения имеют огромное значение для Азербайджана, однако география и катастрофы и структура нашего туда экспорта позволяют заключить, что последствия стихии не сильно скажутся на взаимных экономических отношениях. С другой стороны, велика роль Турции в ненефтяном экспорте Азербайджана, ведь речь о ключевом импортере местной неуглеводородной продукции.
«На Турцию приходится около трети нашего неэнергетического экспорта, в сумме это порядка трех миллиардов долларов. Динамика впечатляет, но важно понимать, что стоимость вывозимых туда ненефтяных товаров повышается из-за повсеместной инфляции. При этом энергоносители по-прежнему занимают ключевую роль в азербайджанском экспорте, а продукты питания и непродовольственные товары завозятся к нам оттуда. Надо признать, мы пока не видим каких-то сложностей, которые были бы связаны с производством и экспортом всей этой продукции в Турцию, поэтому ощутимых осложнений из-за последствий стихии у нас не заметно и не ожидается», - считает эксперт.
Общий вердикт – ничем….
По общему вердикту местных медийных аналитиков, турецкое землетрясение не окажет негативного влияния на экономику Азербайджана, потому что отсутствуют значительные торгово-экономических отношения с районами бедствия и сколько-нибудь серьезные экономические связи с бизнесом на этих территориях. Ну и главный аргумент – Турция сильное государство и обязательно справится с бедствием.
В комментариях СМИ экономист Халил Керимли сообщил, что, экономический ущерб, нанесенный землетрясением Турции, составляет около 100 миллиардов долларов и это приблизительно 10-12 процентов валового внутреннего продукта соседней страны. «Турция сильное государство с очень гибкой экономикой и бизнесом. Правительство имеет возможность брать кредиты. В настоящее время отношение долга к валовому внутреннему продукту составляет 30-35 процентов. Это позволяет говорить о том, что она по-прежнему может брать нерисковые кредиты у международных структур». А вот по мнению экономиста Рауфа Гараева, можно ожидать небольшого повышения цен на импортируемые из Турции товары, преимущественно продукты питания:
«Я не ожидаю серьезного роста цен на рынке в связи с этим, ведь у нас есть и свое местное производство. Кроме того, если спрос превышает предложение, можно импортировать с других рынков. Проще говоря, можно заменить продукцию, которая импортируется оттуда альтернативой. К тому же есть определенные области, где нужно открывать свои предприятия и отказываться от зависимости. Когда ассортимент отечественной продукции увеличится, события в соседних странах нас не коснутся».
Кроме этого, по его словам, во избежание ценового роста на внутреннем рынке государство могло бы оказать налоговую поддержку бизнесу, поставляющему гуманитарную помощь Турции. «Государственная налоговая служба рассмотрела вопрос освобождения от НДС пожертвований пострадавшим от стихии в Турции, которые перечисляются в специальные фонды через электронные платежные системы. Такие операции наших граждан не подлежат налоговым вычетам. Однако ничего не слышно о налоговых преференциях для местного бизнеса, оказывающего помощь соседней стране. Думаю, это неправильно, и государству следует поддержать деловые круги, иначе слухи о повышении цен на продукцию таких компаний станут явью».
Цены могут пойти в рост
По словам собеседника, в обществе уже ходят слухи о возможном подорожании продукции местных производителей, посылающих гуманитарную помощь пострадавшим в братской стране. В основном об этом судачат владельцы столичных магазинов, подобные разговоры можно услышать и от рядовых покупателей:
«Есть ожидания повышения цен как меры компенсации издержек бизнесом, — говорит собеседник. – Не знаю, насколько это оправдано, однако по логике возросшие расходы могут обернуться ценовым ростом, если не последуют конкретные правительственные меры. Сложно сказать, насколько сильно могут вырасти цены, поскольку для этого нужен комплексный анализ ситуации. А чтобы такого не произошло, думаю, государству нужно задействовать налоговые рычаги, проконтролировать и отрегулировать ситуацию».
А вот по мнению экономиста Эюба Керимли, рассуждения о повышении цен предпринимателями, оказывающими поддержку Турции, некорректны, поскольку это акт доброй воли. Государство не вынуждает бизнес к милосердию, поэтому считать это расходом и ожидать компенсации изначально неправильно. Иначе это не называлось бы благотворительностью. «Так что, не будем принижать тот порыв и народную солидарность, сплотившие бизнес и население. Ведь наши бизнесмены, как и все граждане страны, откликнулись на постигшую братский народ беду.
Что же касается налоговой поддержки деловых кругов, такое в ряде стран уже приводило к злоупотреблениям и может быть нежелательно в случае слабого надзора или коррупции в контролирующих органах. Кстати, подобный негативный эффект уже наблюдался в международной практике. Хотя налоговая поддержка в нашем случае может сослужить добрую службу, но, опять же, для этого нужен строгий контроль, систематический подход и анализ», -считает он.
Алла ХАЛИЛБЕЙЛИ