Это было классическое случайное, но приятное знакомство. Искали хорошего нейрохирурга.Погуглив, обнаружили очень хорошие отзывы на работу доктора Эмиля Аскерова. Оказалось, что он является постоянным консультантом-нейрохирургом в клиниках ОАЭ, Катара, Молдовы и Азербайджана, а также членом Европейской ассоциации нейрохирургических обществ. Это - вдобавок к статусу члена Украинской ассоциации нейрохирургов и заведующего отделением нейрохирургии, в клинике Спиженко. Естественно, что я не мог упустить случая и сделал интервью с азербайджанцем, добившимся такого большого признания в Украине и за ее пределами.
-Давайте начнем нашу беседу с вашего рассказа о себе. Вы родились в Азербайджане или в Украине?
-Я родился в Киеве. Мои родители переехали в Украину из Азербайджана в 1986 году. Отец служил в органах внутренних дел, сейчас он - полковник в отставке. Моя семья всегда придавала большое значение ответственности, профессионализму и уважению к людям.И это было одной из главных причин, по которой я сделал выбор в пользу профессии врача.
![]()
-Получается, что Вы с детства мечтали стать врачом ?-
-Да, Решение стать врачом у меня возникло ещё в детстве. На мой выбор сильно повлиял мой дедушка, один из ведущих педиатров в Азербайджане. Его профессионализм и уважение к нему со стороны пациентов продемонстрировали мне, что медицина - это не только лечение, но и возможность давать людям надежду. При этом, нейрохирургия - это направление, где специалисты сталкиваются с наиболее сложными заболеваниями и имеют возможность оказывать критически важную помощь пациентам. Онкологическая нейрохирургия особенно привлекла меня тем, что здесь можно подарить человеку второй шанс на жизнь.
:1200.jpg)
-Вы не раз бывали за пределами Украины, имеете постоянный контакт с коллегами из самых разных стран. Насколько , в целом, высок уровень квалификации украинских врачей вообще и нейрохирургов и онкологов в частности?
-Украинская медицина и подготовка специалистов остаются на высоком уровне. Несмотря на ограниченные ресурсы и сложные условия работы, наши врачи демонстрируют высокий профессионализм, способность принимать сложные решения и применять современные методы лечения. Украинские нейрохирурги и онкологи регулярно участвуют в международных конференциях и научных проектах, внедряют инновационные технологии в практику. В целом, уровень украинской медицины сопоставим с европейским.
-При этом, полномасштабное военное вторжение России в Украину длится более трех с половиной лет. Увы, по этой причине из Украины выехало множество высококвалифицированных врачей. Как удается восполнять эту потерю и что удержало Вас от отъезда?
-Вы правы, полномасштабное вторжение в Украину со стороны России, длящееся уже более трех с половиной лет, стало серьёзным испытанием для отечественной системы здравоохранения. Да, многие специалисты были вынуждены покинуть страну. Тем не менее, отрасль восполняет кадровые потери за счёт молодых специалистов, активно приходящих в профессию. Лично я остался работать в Украине из чувства профессиональной ответственности перед пациентами и страной-
-Это - достойная глубокого уважения позиция. Особенно учитывая то, что Россия регулярно наносит удары по украинской энергетической системе. В связи с этим многие медицинские пункты , больницы давно уже работают на генераторах. Нет ли риска, что и их мощностей может не хватить нынешней зимой ?
-Да, вы правы и в этом тоже- ситуация остаётся сложной, но меры принимаются: формируются запасы топлива, проверяются резервные линии электропитания. Украина получает поддержку от международных партнёров, включая Азербайджан, который помогает с поставками электрооборудования. Благодаря этим мерам и слаженной работе медиков больницы смогут продолжать оказывать помощь людям даже в сложных условиях.-
- Надеюсь, что Украина выстоит и эта ужасная война скоро закончится. Напоследок же я спрошу о том, какая самая тяжелая операция в вашей практике и сколько человеческих жизней Вам удалось спасти ?-
- Безусловно, каждая операция сложна сама по себе. Особенно когда речь идёт о нейроонкологических вмешательствах — серьёзных опухолях головного мозга, которые требуют тщательной подготовки, максимального планирования и предвидения всех деталей. Предугадать абсолютно всё на 100% невозможно, но я всегда стараюсь быть готовым к каждому этапу операции. Но, наверное, самой тяжёлой для меня стала операция по удалению невриномы слухового нерва — одной из самых серьёзных патологий в нейрохирургии. Опухоль была расположена в зоне, где проходит множество важнейших нервов, в том числе лицевой нерв. Сохранить его функцию — чрезвычайно сложно и критически важно. Такие операции требуют высокоточного оборудования, интраоперационного нейрофизиологического мониторинга и абсолютной концентрации хирурга. Ну а самая долгая операция в моей карьере длилась 11 часов. Это были часы работы в одном положении, ювелирными движениями пальцев — колоссальная физическая и психологическая нагрузка. Но результат стоил каждого усилия. Что касается количества спасённых жизней — я уже давно сбился со счёта. Однако знаю одно: каждая спасённая жизнь — это плюс моей карме. Я борюсь за каждого пациента. Это мой принцип и смысл моей работы.
Беседовал: А.Гасанов