Америка перед историческим выбором

Америка перед историческим выбором

Нынешние выборы президента США войдут в историю как одни из самых противоречивых выборов в новейшей истории этой страны. Кандидат в президенты от Республиканской партии Дональд Трамп заявил, что его соперница, кандидат от Демократической партии Камала Харрис в случае победы не сможет остановить надвигающуюся третью мировую войну. По его словам, победа Харрис станет «концом демократии». Сторонники Харрис, в свою очередь, утверждают, что возможный приход к власти Трампа обернется катастрофой. 

А судя  по последним опросам  Камала Харрис на четыре процентных пункта опережает по популярности среди потенциальных избирателей экс-президента республиканца Дональда Трампа перед выборами.

Согласно данным опроса, Харрис получила поддержку 51% респондентов, Трамп - 47%; еще 2% пожелали проголосовать за других кандидатов. При этом аналогичный опрос в начале октября показал, что Харрис пользуется поддержкой у 50%, Трамп - у 48%.

Харрис выглядит предпочтительней для небелых американцев и для представителей поколений, рожденных в 1946 - 1964, 1981 - 1996 и 1997 - 2012 годах, Трамп - у белых избирателей, лиц из поколений 1928 - 1945 и 1965 - 1980 годов.

Тем не менее среди опрошенных 49% уверены, что на выборах победит Трамп, победы Харрис ожидают 46%. Половина респондентов думают, что Трамп лучше справится с экономическими вопросами, у Харрис 49%. Также 55% полагают, что Трамп делает предвыборные обещания, которые будет выполнять, 44% считают, что эти заявления делаются, чтобы набрать голоса. В отношении Харрис мнения на этот счет составили по 49%. 71% опрошенных уверены, что их кандидат должен принять итоги голосования, какими бы они ни были; 27% считают допустимым для кандидата оспорить их. До 72% опасаются актов насилия после выборов.

Опрос проводился c 31 октября по 2 ноября. В нем приняли участие около 1 297 человек. Погрешность составила 3,5 процентных пункта.

По данным NBC News, более 76 млн американцев уже проголосовали досрочно и по почте на этот момент.

Выборы в ведущей мировой державе вызывают всеобщий интерес. В центре внимания такие вопросы геополитического масштаба, как влияние результатов выборов в США на ситуацию вокруг конфликта между Украиной и Россией, продолжится ли приведшая к разрушению Газы и Южного Ливана безоговорочная военная и политическая поддержка Израиля, осуществляемая в настоящее время администрацией Джо Байдена. Также стоит вопрос о том, перерастет ли напряженность в отношениях с Китаем в «горячий конфликт».

Показатели поддержки кандидатов в опросах очень близки, особенно по мере приближения выборов. Это вынуждает противоборствующие партии активизировать участие в разворачивающейся в СМИ интенсивной «информационной войне на истощение». Одним словом, независимо от исхода выборов, американское общество разделено, как никогда в истории. 

С одной стороны, раскол — вполне обычное состояние США, где на протяжении всей истории традиционно доминировали две политические силы, которые после Гражданской войны середины XIX века окончательно трансформировались в Демократическую и Республиканскую партии. С другой — эксперты отмечают, что главная проблема современной Америки не сам раскол общества, а именно поляризация. За последние десятилетия крайние фланги обеих партий серьезно усилились, из-за чего идеи, которые еще недавно считались маргинальными и радикальными, начали входить в мейнстрим по обе стороны политического спектра. В итоге центристское ядро заметно сузилось, а радикальные левые и правые, наоборот, расправили крылья. 

Тем временем особенностью кампании-2024 стал исторически высокий раскол избирателей по половому признаку. Согласно исследованию USA TODAY/Suffolk University, проведенному незадолго до выборов, Камала Харрис за десять дней до дня голосования обладала внушительным преимуществом над Дональдом Трампом по поддержке среди женщин — 53% против 36%. В свою очередь, республиканец мог похвастаться почти таким же лидерством среди американских мужчин: 53% против 37%. Таким образом, если подобный разрыв в итоге будет зафиксирован по результатам голосования, то он станет рекордным с 1980 года, когда такая статистика стала вестись. Для сравнения: в 2020 году Джо Байдена поддержали 57% женщин, тогда как Дональда Трампа — 42%. Зато республиканец обошел демократа среди мужчин: 53% против 45%.

По мнению экспертов, усиление гендерного разрыва в 2024 году связано с несколькими факторами. Во-первых, свою роль играет фигура Камалы Харрис, которая может стать первой женщиной на посту президента США. Такая перспектива, естественно, добавляет многим американкам желания проголосовать за демократку. Во-вторых, огромное влияние на половые предпочтения оказывает проблема абортов, которая после решения Верховного суда в 2022 году отменить федеральное право на прерывание беременности стала одной из ключевых для американского общества. Учитывая, что примерно в половине штатов аборты стараниями республиканцев оказались фактически под запретом (и это уже не раз приводило к человеческим трагедиями), желание женщин поддержать госпожу Харрис, выступающую за отмену каких-либо ограничений в этой сфере, вполне объяснимо. 

Учитывая сложившуюся ситуацию, можно сделать некоторые выводы. Во-первых, ослабление позиций традиционных для США либеральной и консервативной идеологий, с одной стороны, и формирование разочарованного в либеральной демократии слоя так называемых лузеров глобализации — с другой, привели к взлету популизма. А проникновение популизма в международную сферу усиливает непредсказуемость внешней политики США, ее ситуативный характер, снижает плюрализм во внешнеполитическом дискурсе и способствует усилению унилатерализма. Кроме того, линия США на продолжение конфронтации с Китаем и Россией, сопровождающаяся торговыми войнами и тарифными ограничениями, санкциями, геополитическим и военно-стратегическим соперничеством, скорее всего, продолжится, вне зависимости от исхода выборов. Наконец, американские выборы создают дополнительный фактор неопределенности для мировой политики и ослабляют консолидированные действия Запада, например, в рамках G7. В то же время американские предвыборные баталии предоставляют альтернативным центрам силы (Россия, Китай, Индия, Бразилия, возможно, ЕС и др.), а также средним и региональным акторам определенные возможности для реализации собственной международной повестки. 

Так или иначе, гонка между Камалой Харрис и Дональдом Трампом выдалась не только плотная, но и крайне напряженная для общества. А потому вероятность того, что утром 6 ноября США будут еще далеки от развязки президентской гонки, весьма велика.

З.Расулзаде